История Рода Танашевых | Тэнащхэ

Книга Втораячитать предисловие автора

Для Вашего удобства

Делая выбор “Книга Первая” или “Книга Вторая” читайте книгу в полном формате. Для перехода в этот режим нажмите на панели навигации просмотра страниц книги – символ “на весь экран”.

Печатный формат

До выхода Первой книги, Танашевы в Кабарде не знали о причинах присутствия представителей рода в селении Урух (аул Коголкино). Некоторые считали, что Танашевы из селения  Урух и Танашевы из селения Урожайного – однофамильцы. Аргументы и документы приведенные в Первой книге, на этот вопрос дали единственно правильный ответ – все Танашевы  близкие родственники, выходцы из родового аула Тэнащкъуажэ! Особый интерес вызвал вопрос наличие двух родовых тамг Танашевых. Несмотря на обширный материал приведенный в Первой книге о родовых символах Танашевых, остался не отвеченным вопрос о происхождении второй тамги рода. В этой главе дан ответ.

Конец XX века ознаменовался разоблачениями жестоких, а во многом кровавых действий проводимых партийной верхушкой  СССР в 30-ых годах. Это стало возможным благодаря рассекреченным документам того времени. Они стали доступны для изучения, глубоко исследованы и снабжены обширными комментариями профессиональных историков. Мое обращение к этому периоду нашей истории будет через призму событий затронувших наш род, Род Танашевых. Я буду опирается на уникальные материалы записанные Асланом Локмановичем, который по крупицам собрал архивный материал о репрессиях 30-ых годов, проведенных органами НКВД  в отношении  рода Танашевых.  Указанные материалы, в первоначальном виде были, в полном объеме, опубликованы в книге «Род Танашевых».  Моя задача сводится к исторической привязке трагических событий рода Танашевы и внутриполитических событий нашей Родины. Материал собранный Асланом Лукмановичем будет приведен курсивом с пометкой «А.Л.» .

Глава написана по воспоминаниям Танашева Султана Талибовича (1936 г.р.), он говорил: “Даже не представлял, что мои воспоминания станут предметом написания этой автобиографии и тем более вызовут какой-либо интерес у молодого поколения моего рода. Но это произошло и я, как смог, вспомнил свое детство, юношество и некоторые события моей жизни.  Это не отчет и не исповедь, это не назидание и тем более не “исторический роман” – это мои личные воспоминания о времени, в котором мне довелось жить, и о людях, которые сформировали меня, мое мировоззрение и в какой-то мере предопределили мою историю.”

Раздел посвящен семье Танашева Батыра Исламовича (1877 г.р.) Времени, когда в 1938 году, по решению НКВД КБАССР вся его семья была выслана в Узбекскую ССР, по стандартному обвинению в кулачестве и нежеланию вступать в коллективное хозяйство. Батыр и Мажид Исламовичи Танашевы были знатными коннозаводчиками Кабарды,. Они с честью продолжали дело своего отца и деда, приумножая достояние Рода. Крепкие и знающие хозяйственники, они обладали ценными знаниями и умениями в разведении Кабардинской породы лошадей, считавшейся тогда и по настоящее время, ценнейшим достоянием Северного Кавказа.

  У Батыра Исламовича и его супруги  Нашхо, было восемь детей. Амас (1916 г.р.), Фица (1917 г.р.), Шамгун (1920 г.р.), Шума (1921г.р.), Паго (1923 г.р.), Нальжан (1927 г.р.), Жагурат (1929 г.р.) и Феня (1932 г.р.).

Аул Абейкъуажэ (ныне сельское поселение Урожайное, Терского района КБР), где жили Танашевы по переписи 1914 года насчитывал 312 дворов в которых проживало 2342 человека.  Темболат и Имам Танашевы имели торговые точки мануфактурой. К 1917 году в ауле проживало восемь семей Танашевых. Пятеро сыновей Коншао Маремовича и трое сыновей Уважуко Маремовича. Аул Къугъулыкъуей (ныне сельское поселение Урух, Лескенского района КБР ), где также жили Танашевы, по переписи 1914 года насчитывалось 328 дворов в которых проживало 2222 человек. Ислам имел табуны лошадей, Батыр имел мануфактурный торговый магазин. К 1917 году в ауле проживало шестнадцать семей Танашевых. Семь сыновей Ислама, шесть сыновей Кайсына и трое сыновей Хотокшука.

23 июня это обращение было опубликовано во всех газетах с портретом Сталина рядом с текстом. Мобилизация через Районные Военные Комиссариаты (РВК) началась в 1941 году.

В октябре 1941 г. был образован Нальчикский комитет обороны, который возглавил всю работу в республике по оказанию помощи фронту, по мобилизации трудящихся на фронт. В состав комитета вошли первый секретарь Кабардино – Балкарского обкома ВКП (б) З.Д.Кумехов (председатель), председатель Совнаркома КБАССР Х.К.Ахохов, председатель Президиума Верховного Совета КБАССР И.Л.Ульбашев и другие ответственные работники Республики.

Танашевы, жители города Нальчика мобилизовались Нальчикским Городским Военным Комиссариатом, селения Урожайного проходили призыв через Терский РВК, жители селения Урух – Лескенским РВК.

Прикоснуться к прошлому, пройти через века, узнать о твоём роде и семье больше и изучить по возможности прошлое и настоящее своего рода, это наивысшее наслаждение для человека увлеченного поисками родных и близких. Глава написана Танашевым Хажимурзой Мишиковичем (1957 г.р.). Он пишет: “В этой книге  мне предоставляется возможность рассказать о моём отце Танашеве Мишике Хуцевиче (1898 г.р.). Весь рассказ будет основан на воспоминаниях и записях сохранённых мною, и переданных моим отцом. Я изложил мои детские и юношеские воспоминания об этом тяжелом и прекрасном времени.”

Раздел написал Администратор Черкесского ДНК проекта на TreeDNA – Али Берзег.   ftdna.com/groups/circassian

В популярной форме он дал свой взгляд на описание ДНК Танашевых, полученных на TreeDNA  и опубликованных в Первой Книге.

В этом разделе собраны указатели на первоисточники исторических сведений о Танашевых, собранные в архивах.

С возрастом приходит осознание, что время безжалостно и надо успеть многое узнать у старших!

С возрастом приходит осознание, что время безжалостно и надо успеть многое узнать у старших, а старшие должны передать родовую память по эстафете будущим поколениям. К сожалению, эта связь была прервана идеологией недавнего прошлого, когда коллектив ставился выше семьи, а родственные узы ценились меньше производственных и партийных. Нам необходимо заново научиться хранить семейные документы, реликвии и семейные альбомы так, чтобы они стал наглядным пособием по истории семьи. Нам необходимо знать имена предков и донести это знание до близких. Только так можно сохранить культуру родовой памяти семьи. Не столько во имя знания прошлого, сколько для будущего. Потому что своя семья, свои внуки должны знать, кто они, откуда и чем их род наградил для жизни и трудов.

Об авторах …

Возможно, далеко не все выводы и суждения, изложенные в этой книге бесспорны. Историческая наука – это постоянный процесс переосмыслений, «который полыхает, как громадный костёр, и каждый из нас бросает в него свой хворост». Многие документы и сделанные на них выводы требуют отдельного, глубокого изучения. Высказанные некогда, казалось бесспорные причин-следственные связи рушатся под натиском новых фактов. Всё это должно возродить интерес у молодого поколения Танашевых к пристальному и системному изучению истории своего древнего рода.